Подшипниковые узлы – это конструкция, состоящая из корпуса, внутри которого находится подшипник с двухсторонними уплотнениями, заполненный смазочным материалом.
Применение подшипниковых узлов значительно облегчает монтаж и демонтаж, позволяет компенсировать несоосность до 5 градусов, а также защитить подшипники от внешних воздействий. Однако подшипниковые узлы не компенсируют осевое смещение.
Различают подшипниковые узлы, не требующие технического обслуживания и узлы, имеющие специальные отверстия для повторного смазывания.
Форма корпуса
- Стационарные цельные типа P, PA, которые из-за формы часто называют «будильник». Такая конструкция даёт возможность компенсировать небольшой перекос и небольшую несоосность.
- Натяжные типа T. Устанавливаются там, где имеются небольшие перекосы и требуется регулировка натяжения приводных устройств. Имеют две канавки по торцам корпуса для перемещения в направляющих и прямоугольное отверстие, при помощи которого можно изменять угол посадки.
- Фланцевые типа F, FC, FL, FA, где F означает квадратный корпус, FC – круглый, FL – ромбовидный, а FA напоминает букву А, с одной стороны он имеет специальное «ушко», с помощью которого регулируется угол между принимаемой нагрузкой и осью вала.
- Стационарные подшипниковые узлы в разъемных корпусах серии SNL. Используются при тяжелых нагрузках для крупногабаритного оборудования. Комплектуются шариковыми двухрядными самоустанавливающимися или сферическими роликовыми подшипниками. Разборная конструкция упрощает их монтаж и демонтаж.
Материал корпуса
Выбор материала корпуса подшипника зависит от условий эксплуатации.
Чугун обладает большой прочностью, стойкостью к коррозии и износу, может применяться в тяжелых условиях, но при этом плохо справляется с ударными нагрузками.
Прочность и устойчивость к коррозии – характерные свойства корпусов из нержавеющей стали. Также они отличаются возможностью стабильной работы в условиях высоких и низких температур.
Корпуса из штампованной стали тоже отлично справляются с нагрузками и перепадами температур, но их слабое место – коррозия.
Пластиковые корпуса - легкие, малошумные и устойчивы к коррозии. Но не всегда подходят для высоких температур. Чаще всего применяются в пищевой промышленности.
Высокой прочностью, хорошей износоустойчивостью и жаропрочностью отличаются композитные материалы.
Подшипники
Существует два вида подшипниковых узлов – скольжения и качения.
Узлы на базе подшипников скольжения состоят из корпуса, внутри которого расположена втулка и смазывающее устройство. Трение происходит между сопряжёнными поверхностями, имеющими зазор для подачи смазки. Такие подшипниковые узлы отличаются простой конструкцией и низкой стоимостью. Применяются при небольших нагрузках и скоростях.
Узлы с шариковыми или роликовыми подшипниками качения снижают уровень трения, позволяя валу свободно вращаться на высоких скоростях. Применяются в высоконагруженных узлах и там, где требуется высокая точность вращения.
Более подробно о корпусных подшипниках, их типах и особенностях здесь
Уплотнения
Для особо сложных условий эксплуатации используют подшипниковые узлы со специальными защитными уплотнениями или защитными крышками, которые обеспечивают дополнительную защиту от механических повреждений.
Установка
Используют несколько типов посадки подшипниковых узлов на вал:
- с помощью стопорных винтов;
- при помощи закрепительной втулки;
- крепление эксцентриковым кольцом или муфтой.
В сети магазинов «Подшипник» вы можете приобрести необходимые подшипниковые узлы для вашей техники, технические специалисты помогут сделать правильный выбор.